В данной статье изложены пути повышения квалификации государственных служащих, как важное направление, без которого невозможно совершенствование системы государственного управления в целом. Изучение особенностей организации профессионального развития государственных служащих в зарубежных странах позволяет проанализировать накопленный ими опыт и учесть положительные аспекты при дальнейшей разработке путей реформирования системы повышения квалификации сотрудников госналоговой службы в нашей стране.
Налоговая система как неотъемлемая часть экономики является важнейшим механизмом достижения приоритетных направлений социального и экономического развития страны.
Совершенствование налоговой системы Республики Узбекистан дает возможность продолжения реализации задач по формированию благоприятной среды для снижения налогового бремени, упрощения системы налогообложения, совершенствования налогового администрирования, развития предпринимательства и привлечения зарубежных инвестиций. В связи с этим Постановлением Президента Республики Узбекистан утвеждена Стратегия совершенствования налогового администрирования[1]. Одной из основных задач Стратегии является улучшение качества оказываемых налоговых услуг путем повышения профессионального мастерства работников налоговых органов и внедрения цифровых технологий в налоговое администрирование.
Понятие профессионального развития государственных служащих принято рассматривать шире, чем понятие повышения квалификации, т. к. последнее часто является составной частью профессионального развития. На практике разница между данными понятиями обычно является условной: и повышение квалификации, и профессиональное развитие направлены на реализацию одной цели — способствовать более качественному выполнению государственными служащими возложенных на них обязанностей.
Методика исследования представляет собой сравнительный анализ зарубежного опыта повышения квалификации государственных служащих, в первую очередь целей и аудитории слушателей, форм и методов повышения квалификации, программ повышения квалификации, организаций, осуществляющих повышение квалификации. Зарубежный опыт организации профессионального развития государственных служащих, как правило, основывается на взаимодействии государственных органов с учебными заведениями (университетами, колледжами, школами). Повышение квалификации часто носит обязательный характер и включает теоретические и практические занятия.
В мировой практике сложились две основные модели государственной службы — англосаксонская (США и Великобритания) и континентальная (Франция). Рассмотрим подробнее особенности профессионального развития государственных служащих на примере указанных стран.
Общее руководство кадровой политикой на гражданской (государственной) службе в Великобритании осуществляет премьер-министр, одновременно являющийся министром по делам государственной службы. Он отвечает за регулирование гражданской службы в рамках реализации решений исполнительных органов власти. Руководитель гражданской службы (Head of the Civil Service) отвечает за выполнение возложенных на эту службу функций и создание для государственных служащих оптимальных условий работы.
Секретариат кабинета министров (Cabinet Office) отвечает за выполнение плана реформ гражданской службы. В действующем плане реформ гражданской службы (Civil Service Reform Plan, 2012 г.) одним из направлений обозначено создание возможностей для совершенствования знаний и умений государственных служащих, повышения эффективности гражданской службы.
Для этого предлагается разработать пятилетние планы развития для всех гражданских служащих, отражающие, какие именно навыки необходимо получить и как это предполагается достигнуть. При этом отмечается, что некоторые пробелы в компетенциях уже обнаружены, в первую очередь — недостаточный уровень квалификации в сфере управления изменениями, финансового менеджмента, управления проектами, управления рисками и др. Для поддержки планов развития создается новая модель компетенций (Competency Framework), а также система обучения и повышения квалификаций гражданских служащих.
Пройти повышение квалификации государственные служащие могут в Колледже гражданской службы (Civil Service College), организованном преподавателями Национальной школы государственного управления (National School of Government), которая была закрыта в марте 2012 г. Новая учебная организация предлагает для государственного сектора как обучение собственными силами (свой штат профессиональных тренеров, оборудованные для обучения помещения и др.), так и специализированное обучение (направленное на удовлетворение индивидуальных потребностей клиентов), регулярные (готовые) курсы.
Для целей повышения квалификации всех государственных служащих создан сайт Civil[2] Service Learning1, на котором государственные служащие могут найти информацию о дистанционном обучении, онлайн-ресурсах и очных курсах. Большая часть возможностей по повышению квалификации представлена в Общей программе, состоящей из трех блоков:
1. Ключевые навыки, необходимые всем гражданским служащим для выполнения своих обязанностей: обслуживание потребителей, управление проектами, навыки в сфере финансов и информационных технологий;
2. Работа на государственной службе: специфические навыки, относящиеся к работе в органах государственной власти, например, навыки проведения брифингов, подготовки документов, наличие правового сознания;
3. Лидерство и совершенствование управленческой деятельности — навыки, необходимые для руководства, управления людьми и бизнесом на всех уровнях государственной службы, а также темы по управлению изменениями.
Особое место занимает повышение квалификации в рамках программы «быстрый поток» (Fast Stream). Для участия в этой программе служащих отбирают путем открытого конкурса. Также предусмотрено ускоренное прохождение службы с различными условиями для кандидатов (например, для выпускников высших учебных заведений, для действующих гражданских служащих). В настоящее время открыто финансовое направление, по которому могут обучаться участники программы «быстрый поток», кандидаты на повышение квалификации в рамках программы и профессионалы в области финансов. Обучение проводится в рамках одной из четырех профессиональных организаций:
1. Дипломированный институт бухгалтеров по управленческому учету (The Chartered Institute of Management Accountants, CIMA);
2. Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров (The Association of Chartered Certified Accountants, ACCA);
3. Институт государственных финансов и бухгалтерского учета (The Chartered Institute of Public Finance and Accountancy, CIPFA);
4. Институт дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса (The Institute of Chartered Accountants in England and Wales, ICAEW).
Одной из главных в сфере государственного управления и повышения квалификации в США считается Национальная ассоциация институтов государственной службы (NАSРАА). Это международная ассоциация общественно-политических школ (школы государственной политики и управления) в университетах США и за рубежом. NАSРАА также является профессионально аккредитованным объединением магистерских программ в области государственной политики (Master of Public Policy, MPP), публичного и общественного управления (Master of Public Affairs, MPAff) и магистров государственной службы (Master of Public Administration, МPA). Миссией организации является «обеспечение высоких стандартов в области образования и подготовки кадров для государственной службы и пропаганда идеалов госслужбы»[3].
В целом в США в настоящее время насчитывается более 260 школ MPA/MPP. Многие из них предлагают, как очные, так и очно-заочные формы обучения, программы для высшего руководства (Executive MPA), онлайн-курсы, где требования для получения степени могут варьироваться в зависимости от профессионального опыта. Программы MPA/MPP существуют с целью предоставить профессиональное обучение государственным служащим (на всех уровнях), сотрудникам из некоммерческого и частного секторов и в Соединенных Штатах, и во всем мире.
Приволжский институт повышения квалификации Федеральной налоговой службы (далее ФНС) России – бюджетное образовательное учреждение, осуществляющее деятельность в области дополнительного профессионального образования. Приволжский Институт повышение квалификации сотрудников ФНС России является одним из ведущих государственных образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в области дополнительного профессионального образования в сфере налогообложения и финансов.
Рис-1. Структура Приволжского Института повышения
квалификации ФНС России[4]
Учебные программы Института отвечают современным требованиям и включают в себя широкий спектр вопросов экономического развития, налоговой и финансовой политики, управления и применения современных технологий. Разработку учебных планов и учебно-методических программ Институт проводит, опираясь на основные принципы налогового администрирования, при согласовании с соответствующими управлениями ФНС и Министерством финансов Нижегородской области. Кроме штатных преподавателей Института к проведению занятий на условиях почасовой оплаты труда, ежегодно привлекаются более 120 руководителей и наиболее опытных специалистов налоговых и финансовых органов Нижегородской области, работников федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, высококвалифицированных преподавателей вузов города.
Ежегодно в Институте повышают свою квалификацию более 11500 человек, из которых по очной форме обучаются свыше 3000 государственных служащих из всех регионов России, свыше 8,5 тысяч специалистов обучаются с использованием дистанционных образовательных технологий. По окончании обучения слушателям, успешно прошедшим обучение и сдавшим экзамены, выдаются удостоверения о повышении квалификации.
Таблица-1.
Осуществление образовательной деятельности[5]
Основные программы по направлениям (из 79 направлений в 2021 году) |
Реализуемые формы обучения |
Нормативный срок обучения, час |
Информация о практиках |
Итоговой аттестация |
В том числе: |
|
|
|
|
Налоги и налоговое администрирование |
Очная и заочная |
40-108 |
Не предусмотрено |
Экзамен в форме тестирования |
Бухгалтерский учет, анализ бухгалтерской информации в целях налогового контроля |
64 |
|||
Использование информационных ресурсов и программно-аналитических комплексов в контрольно-аналитической работе |
72 |
|||
Возмещение НДС. Доказательство отказов при возмещении НДС |
110 |
|||
Информационная безопасность 502 час. |
Заочная |
502 |
Прохождении производственной практики |
Экзамен и зашита выпускной квалифицированной работы |
При изучении деятельности Приволжского института повышения квалификации ФНС России на основании приказа ФНС России внедрена система ежегодной (79 направлений) переподготовки (502 часа) и курсы повышения квалификации (40-110 часов).
Важно отметить, что в большинстве стран один из основных принципов обучения государственных служащих — постоянное непрерывное повышение квалификации. Для многих должностей составляются планы индивидуального развития. Это позволяет государственным структурам планировать и проводить повышение квалификации не только по уже существующим тематикам, но и по специфическим, отвечающим потребностям конкретного департамента или отдела. После прохождения дополнительного обучения некоторые организации устраивают анонимное анкетирование, чтобы выяснить, насколько обучение соответствовало запросам государственного служащего и насколько он считает его эффективным.
Во многих странах широко развита сеть дистанционного образования, позволяющая пройти повышение квалификации без отрыва от работы, что существенно экономит временные и финансовые затраты. Модульный принцип обучения обеспечивает большую гибкость, позволяя государственным служащим самостоятельно планировать время на обучение, последовательность изучения модулей и тем самым осуществлять обучение более эффективно.
Фискальный институт при ГНК Республики Узбекистан должен играть ключевую роль при подготовке и переподготовке высокопрофессиональных налоговых кадров, отвечающих современным требованиям. В этой связи разработаны следующие предложения по улучшению системы переподготовки и повышению квалификации кадров:
1. Институт совместно с Департаментом развитии человеческих ресурсов ГНК должны разработать кадровую программу, рассчитанную на долгосрочную перспективу;
2. Разработка дифференцированных учебных программ с учетом должностей и опыта налоговых служащих и их повышения квалификации в Фискальном институте;
3. Обучение налоговых органов «мягким знаниям», включая лидерство, тайм-менеджмент, ораторское искусство, управление конфликтами и другие навыки;
4. Профессиональное развитие по организации курсов по видам налогов (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, бухгалтерский и налоговый учет);
5 Расширение направлений по учебным курсам по повышению квалификации за счет обучения информационным технологиям (возврат НДС, доказательство отказа в возмещении НДС, взыскание налоговой задолженности, досудебные споры, эффективное взаимодействие с налогоплательщиками, схемы уклонения от уплаты налогов, виды и способы доказывания уклонения от уплаты налогов схемы).
6. Ускорить создание современной электронной образовательной платформы для дистанционного обучения в системе переподготовки и повышения квалификации. При этом:
разработка технического задания на программный продукт, необходимый для внедрения дистанционного обучения;
определение и финансирование необходимых технических средств для дистанционного обучения, выплаты привлеченным к процессу специалистам и другие расходы;
разработка, тестирование и внедрение программного продукта платформы дистанционного обучения;
разработка и регистрация системы и программного обеспечения «Электронный репозитори сертификатов» с идентификационным номером и QR-кодом, и элементами защиты;
организовать выдачу электронных свидетельств выпускникам курсов переподготовки и повышения квалификации с дистанционным обучением.
7. Совершенствование автоматизированного электронного программного продукта «Е-Кадр», единой базы данных, осуществляющей контроль за процессом обучения и переподготовки кадров.
8. Интеграция автоматизированного электронного программного продукта «Е-Кадр» с платформой «Электронное обучение».
9. Повышение ответственности региональных государственных налоговых органов в обслуживании автоматизированного электронного программного обеспечения «Е-Кадр».
[1]Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию налогового администрирования» от 10 июля 2019 года за №ПП-4389.
[2] Официальный сайт повышения квалификации государственных служащих Civil Service Learning (https:// civilservicelearning.civilservice.gov.uk/)
[3] Официальный сайт Национальной Ассоциации институтов государственной службы США (NАSРАА) (http:// naspaa.org/about_naspaa/naspaa.asp)
[4] https://cpp-nnov.nalog.ru/about/staff
Fiskal institutda 2024-yil 15-16-mart kunlari “Fiskal barqarorlikni taʼminlashda zamonaviy tend...
Kirish: Sun’iy intellekt (AI) hayotimizning turli jabhalarida, oddiy vazifalarni avtomatlashtiri...
“Fiskal siyosat va soliqqa tortish mexanizmini takomillashtirish bo‘yicha xalqaro tajriba” xalqa...